Какие картины вешать дома.

Картина в доме — не такая уж большая редкость. С годами к ней привыкают. Может даже показаться, что ее почти перестают замечать, а ребенок, выросший под ее сенью, вообще воспринимает картину частью своего мира. Но стоит картину убрать и такая странная пустота вдруг возникает. Только очень малозначимая картина бывает просто декоративным пятном. Обычно смысл картины может меняться в зависимости от вашего настроения и состояния.

При беглом взгляде бросается в глаза яркое цветовое пятно, при многократном поглядывании (скажем, во время работы) она словно переговаривается с вами, а если вы вдруг почему-либо принимаетесь разглядывать ее долго и сосредоточенно, она вдруг открывает не замеченные раньше оттенки и нюансы.

Казалось бы, столько раз смотрели... а вот увидели только сейчас. Живопись многослойна не только по технике своего исполнения, но и по открывающимся слоям впечатлений. И вот теперь, когда картину почему-либо убрали, она вспоминается обычно большей по размеру, чем оставшийся след на стене.

Недаром сказано: «Картина знает больше своего творца». А попробуйте перевесить картину или (все-таки!) поменять раму. Как может преобразиться или, напротив, потеряться произведение живописи на новом месте и в новом обрамлении!

Картина в интерьере дома. 

Если вы по каким-то причинам решили переустроить стены своего дома и создать для живописи новый контекст, то сначала внимательно оглядите свои картины ручной работы свежим взглядом, как будто видите их впервые. Оцените сохранность живописи (если возможно, посоветуйтесь с реставратором, не надо ли укрепить или почистить). Посмотрите, в каком состоянии рама, как смотрится картина на стене, какое ей выбрано место в квартире.

Иногда ваши желания не совпадают с теми условиями, в которых нуждается картина. Так, в частности, на картину не должен падать прямой солнечный свет - она от этого выгорает и портится. Более светлые и яркие работы лучше развешивать на боковых стенах в скользящих световых лучах, а темные поместить против окна или другого источника света, но не слишком близко к нему.

Картина в интерьере дома.

Если изображение построено по законам прямой перспективы, с глубоким иллюзорным пространством, картину желательно вешать на торцовой стене, чтобы рассматривать ее на расстоянии и иметь возможность медленно подходить к ней, открывая для себя все новые детали. Композиции плоскостные, с сильно подчеркнутым цветовым силуэтом и линейным контуром, с условным пространством — из тех, что мы называем декоративными, — можно размещать и на торцовых, и на боковых стенах.

В узких простенках не следует вешать удлиненные по горизонтали картины с панорамной композицией, так как они будут зрительно «распирать» отведенное им пространство.

В небольших промежутках (например, между окнами или на выступающем торце стены) прекрасно себя чувствуют картины овального формата, круглая (это называется «тондо»), квадратная или вытянутая по вертикали.

А над спинкой дивана, над тахтой, а также по верху мебельной стенки удлиненные по горизонтали полотна или панно будут смотреться вполне выигрышно.

Картина в интерьере дома.

Выбирая место для картины, проследите, чтобы она своим внутренним масштабом не противоречила окружающему пространству. Маленькие вещи с миниатюрными деталями обычно хорошо приживаются где угодно: их можно «подать», скорректировав впечатление с помощью рамы.

Соединение на стене нескольких картин, а тем паче совмещение живописи, гравюр, зеркал, каких-нибудь полок с декоративной пластикой — дело очень непростое. Если речь идет только о разнородной живописи, о развеске нескольких картин, можно использовать музейный строгий принцип или более сложную свободную композицию.

Музейный принцип — это развеска рядами с соблюдением единой линии уровня по горизонтали, которая может проходить по нижней кромке рам, — это самый простой вариант. Несколько сложнее уравновесить полотна, если ось проходит примерно посередине их высоты, а нижние края картин находятся на разных уровнях. Расстояния между рамами нужно соблюдать на глазок, но не делать их совсем одинаковыми. Между более спокойными по композиции и светлыми картинами промежутки могут быть меньше, чем между динамичными и темными.     

При развеске рядами и группами надо стараться выдерживать зрительное равновесие. При развеске рядами картины надо предварительно сгруппировать по колориту, по темам и уже сложившейся группе искать место на стене. В центре группы совсем не обязательно помещать самую крупную картину.

Небольшая, но выразительная работа вполне может удерживать композицию стены. По бокам от нее могут разместиться два крупных холста или — один над другим — по два средних размеров. Если одна из трех картин крупная, а две другие поменьше, но разной величины, то крупную лучше повесить справа, а средние по размеру — слева, одну над другой. Более светлая картина, даже если она больше по площади, лучше будет смотреться сверху.

Картина в интерьере дома.

Старинные картины можно вешать с легким наклоном к зрителю, современные — плотно прилегающими к стене.

Однако нередко бывает, что сделанное вопреки правилам, по собственному наитию оказывается интереснее и динамичнее — быть может, вы что-то такое почувствовали в своих картинах, что не уложилось в стандартные рекомендации.

Материалы по теме раздела: "Строим дом своими руками."