Модель-копия самолета ТУ-104 из бумаги и картона.

Модель самолета Ту-104 склеивается из деталей-выкроек, которые необходимо скачать (см. ниже), распечатать на принтере, используя плотную бумагу.

 

Прочитав внимательно  описание, ознакомившись с чертежами и схемами, вы  без особого труда справитесь  с работой.

Прежде все го приготовь необходимый инструмент; ножницы, перочинный нож, циркуль, линейку, карандаш и клей. Некоторые детали модели придется делать из  картона; для этой цели подойдет любой тонкий, плотный картон, например, обложки от скоросшивателя или альбома для рисования. Склеивать лучше всего быстровысыхающим нитро- клеем или . В крайнем случае можно применить клеящий карандаш.

С  чего  начинать   работу?

Сначала надо вырезать внутренние части  модели, которые будут служить каркасом, Эти части на выкройках обозначены красными цифрами. Они  должны быть наклеены на картон. Круглые шпангоуты в необходимом количестве переносятся на картон с помощью циркуля. Для этого на выкройках поставлены кресты. Крест является центром круга, от которого циркулем откладывается нужный радиус  для каждого шпангоута и вычерчивается на картоне.

Все шпангоуты-выкройки должны быть наклеены на картонные шпангоуты таким образом, чтобы зубчики для склейки, имеющиеся на шпангоутах-выкройках, равномерно торчали во все стороны. После высыхания клея эти зубчики тупой стороной ножа отгибаются под углом 90°,

Следующая операция - склейка секций фюзеляжа. Они обозначены черными цифрами от № 1 до N2 13, Чтобы не перепутать части, следует вырезать только те выкройки, которые должны непосредственно после этого склеиваться. На обратной стороне каждой выкройки нужно проставить мягким карандашом присвоенный ей номер.

Основные секции фюзеляжа (№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,8) не имеют зубчиков для склейки друг с другом. Для соединения их предназначены связующие зубчатые ленты, обозначенные на выкройках соответствующими цифрами синего цвета.

Секции  фюзеляжа склеиваются в кольцо. Чтобы кольцо получилось ровное, без изломов, выкройку  надо  протянуть через  край стола, положив  ее лицом кверху (рис.  1), В стыки между секциями вклеиваются соответствующие усиленные (картонные) шпангоуты,  зубчики которых  намазываются клеем.  Шпангоут должен находиться внутри связующей  ленты (рис 2 и 2а).

Таким образом, сборка фюзеляжа происходит путем  последовательной склейки готовых секций-колец с секцией № 1 с помощью зубчатых соединительных лент. Следовательно, в каждом  стыке будет находиться один шпангоут, за исключением стыка секций № 1 и № 10, где расположены два шпангоута разной формы (16 и 106). Это необходимо для получения плавного перехода от кабины пилотов к носовой части (рис. 3).

Пока фюзеляж сохнет, вырежьте детали хвостового оперения и склейте их вместе. Все линии склейки слегка прочертите тупой стороной ножа, чтобы бумага ровнее и чище сгибалась.

Лонжероны рулей высоты и руля направления  (деталь Збв), усиленные наклейкой  на картон, приклеиваются к выступающим из  фюзеляжа  концам шпангоута (деталь 7а). После высыхания они отгибаются назад под углом около 50° (рис. 4).

 При склейке лонжеронов надо следить, чтобы они были симметричны по отношению друг к другу   и  не имели перекосов (при виде спереди). Для удержания их в нужном положении при склейке очень  удобны  бельевые  зажимы.

Теперь можно заняться склейкой центральной части крыла и турбореактивных двигателей. Чтобы соединить фюзеляж с турбинами и крылом, в секции № 3 острым ножом или кончиком ножниц прорезается щель, отмеченная черточкой с  изображением ножниц красного цвета. Через эту щель просовывается основной лонжерон (деталь 16) и тщательно заклеивается.

 Деталь 16 должна быть не вклеена на очень плотный картон, так как она является главным силовым элементом, от которого зависит прочность модели.

Корпуса турбореактивных двигателей собираются подобно тому, как собирался фюзеляж. Для  этого потребуются детали С8, 19, 20, 11. в секции N9 и прорезается такая же щель, как в фюзеляже для  детали 16; следует обратить, внимание на то, что  она расположена ближе к секции № 19 (рис. 4).

Усиленное картоном профильное ребро  должно соединяться  с  деталью  16 таким  образом, чтобы на нижней поверхности соединения  деталь 17 не возвышалась над деталью 16.

Соединительная деталь 20б приклеивается  к отмеченные зубчиками месте секции № 4 фюзеляжа и турбины 20, обеспечивая надежное крепление заднего конца турбины к фюзеляжу.

Центральная часть крыла склеивается из деталей 22-26.

Деталь 17а, подобно детали 17, надевается на выступающий конец детали 16 и в этом положении приклеивается.

Три вырезанные из картона и наклеенные друг на друга пластины 276 приклеиваются к отмеченному месту на детали 19. Выступающий конец детали 16 (основной лонжерон) сразу же за турбиной отгибается под углом около 40 градусов к хвосту и склеивается с деталями 27а и 276 (лонжерон центроплана).

Вихревые гребни (детали 33 и 34) состоят каждый из трех частей.  Внутренняя, белая, является усиливающей. Гребни наклеиваются на ребро к верхней поверхности крыла  после окончательной сборки модели. Места для наклейки гребней обозначены на выкройках.

 Следующая операция - сборка гондол шасси. Сначала детали от 29 до 29в и деталь 20 склеиваются между собой, а затем приклеиваются к нижней поверхности крыле в указанном месте. Дальнейшая  сборка показана не рис. 5. Прежде все го склеивается деталь шасси 37. Две спички  обклеиваются выкройками 39 и в указанных местах обвертываются с клеем полосками  бумаги. Получаются  стойки шасси. Заострив концы спичек, их надо просунуть  через  отмеченные отверстия в детали 29, затем, воткнув в нижнюю поверхность крыла, надежно приклеить. Подкос 41 приклеивается по месту.

Каждое из восьми колес  склеивается из четырех картонных кружочков по форме 386, одного кружочка 38 и одного 38а. Колеса приклеиваются к детали 57, которая после этого соединяется со стойкой шасси. Можно сделать шасси целиком из дерева по рисункам. Деревянное шасси будет более  прочным.

Мачта антенны (деталь 50) приклеивается к фюзеляжу, как показано на рис, 4. Антенна изготавливается из тонкой капроновой лески или катушечной нитки.

Последняя операция - наклейка створок люка носовой стойки шасси (деталь 49) и главных стоек шасси (деталь 42). Они должны быть размещены симметрично справе и слева от стоек (рис, 6),

Закончив склейку, осмотрите внимательно модель , если обнаружите перекосы, - постарайтесь их устранить. Для устранения вмятин и покоробившихся мест можно применить набивку покоробившейся детали ватой; крылья и хвостовое оперение наполнить вагой полезно во время сборки.

Для модели можно сделать подставку, или подвесить ее на нитке к потолку.

Не пытайтесь заставить свою модель летать, подбрасывая ее в воздух: она для этого не приспособлена и наверняка будет сломана после первой  же такой попытке.

Скачать развертки модели самолета ТУ - 104

Материалы по теме раздела: "Твоя первая модель."