Корабль из бумаги - "швертбот."

Само название «швертбот» говорит о том, что у судна есть шверт — выдвижной киль. Он обеспечивает необходимую остойчивость на воде, когда модель идет под парусом, и позволяет ей плавать по мелководью — тогда шверт поднимается.

В чем отличительная особенность этого швертботика? Благодаря своеобразной технологии сборки его деталей удалось создать бумажную модель, обводы которого (внешние формы корпуса) близки к настоящему швертботу.
Заранее предупреждаем -чтобы сделать такую модель, необходимо запастись терпением. Да, именно терпением. На изготовление модели придется затратить не менее 4—5 ч. И только строго следуя нашим рекомендациям, вы успешно справитесь с задачей.

Все детали модели изображены на чертежах в уменьшенном виде, в масштабе М1 : 1,5.
Чертежи деталей А и Б выполняйте на листах бумаги из обычной тетради для рисования, а чертежи деталей В, Г, Д — на полукартоне такой же плотности, как упаковка для сахара.
По каждому чертежу деталей, за исключением волнореза, деки и банки, надо сделать по две заготовки с учетом их зеркального (перевернутого) изображения.
Вырежьте все детали модели не срезая линий с чертежа. А потом сделайте острым концом ножниц легкие надрезы со стороны, противоположной месту сгиба.

Сборку начинайте со склеивания деталей борта А и днища Б (рис. 1). Но предварительно протяните каждую из них на себя под слегка прижатой к столу линейкой. Тогда заготовки слегка выгнутся. К носовой части изгиб должен быть больше.

Рис. 1 Развертка корабля типа "швертбот" с выдвижным килем.

Склеивание ведите с зубчиков детали А, с кормы (на рисунке слева), постепенно переходя к носовой части и совмещая место склейки по линии скулы. Приклеив сразу 2—3 зубчика, дайте им просохнуть 1—2 мин, потом переходите к следующим. От тщательности выполнения этой довольно сложной операции будет зависеть успех постройки всей модели. Пользуйтесь водостойким силикатным или синтетическим клеем.

Когда половина корпуса швертботика будет готова, приклейте ее к детали В, на свободную сторону этой же детали В наклейте из полукартона две части Г и Д. Как это должно выглядеть в сборке, видно на рисунке 4. Части Г и Д ограничивают размещение шверта в колодце (на рисунке он обозначен более светлым фоном).
Изготовив точно такую же вторую половину корпуса, но без частей Г и Д, склейте вместе обе половины. Дайте им высохнуть. Потом обрежьте нижнюю кромку детали В, оставив киль в 4 мм (линия обреза указана на рисунке 2).

Рис. 2

На шпангоут приклейте скобу для крепления мачты и установите его на место. Приклейте деку, укрепив на ней волнорез, установите в кормовой части швертбота банку (скамейку). В последнюю очередь приклейте клапанами в кормовой части транец — сначала к днищу, а затем к бортам. По верху модели наклейте полоску плотной бумаги с петельками из мягкой проволоки. К ним будут крепиться ванты из ниток. Из кусочка жести вырежьте шверт и проделайте в нем несколько отверстий шилом для установки на разную глубину.

Мачту и гик выстругайте из сухой рейки. Длина мачты — 300 мм, сечение в основании — 4 мм, в верхней части — 2 мм. Длина гика — 140 мм, сечение — соответственно 3 мм и 2 мм.

Руль сконструируйте сами.
Парус   (размером 240x240x130 мм)   вырежьте из кальки, наклейте на него полоски цветной бумаги — латы и букву М («Москвич»). Итак, модель швертботика готова. Но прежде чем спускать его на воду, бумагу пропитайте олифой, дайте ей просохнуть в течение 28 ч, а потом покройте масляной краской. Модель готова к плаванию.

Материалы по теме раздела: "Твоя первая модель."