Модель самолета из бумаги Су - 25.

Знаменитый штурмовик Ил-2 прозвали в годы Великой Отечественной войны за броню и мощное вооружение «летающим танком». Его преемник — Су-25, пожалуй, еще более достоин этого названия. Мощный залповый ракетный удар штурмовика способен смести любое укрепление, а турбореактивные двигатели и новое оперение придают ему скорость и маневренность современного боевого истребителя.

Предлагаем вам домашний музей авиационной техники пополнить бумажной моделью штурмовика Су-25 в масштабе 1 :50. Приготовьте ножницы, шило, линейку, острозаточенный карандаш средней твердости, клей ПВА и эпоксидный, нож, копировальную бумагу, кальку.

Для изготовления модели качаем развертки, распечатываем на принтере. Потребуется доступный материал: плотная чертежная бумага, картон толщиной 0,5 мм, алюминиевая проволока диаметром 2 мм, медная или стальная проволока диаметром 1 мм.

Прежде чем делать модель, внимательно разберитесь в  чертежах.  Напоминаем,  что общий  вид самолета уменьшен в 2 раза (масштаб 1 : 100) и на нем не  показано  вооружение и весь боекомплект — ракета, бомбы и блок неуправляемых ракет показаны на отдельных рисунках в натуральную величину.

На общем виде левая часть самолета изображена сверху, а правая — снизу. Все детали  из  ватмана обозначены арабскими цифрами, картонные — буквами,   проволочные — римскими цифрами. Ряд деталей модели симметричны,  поэтому показаны в правом исполнении.Все они после цифры обозначены буквой П.  

Аналогичные им  детали  левого исполнения — их зеркальное отображение. Деталь 41  дана не полностью, недостающую симметричную часть   придется -достроить самим. Технология перевода разверток на атман проста.

Начнем с фюзеляжа. Составляется он из отдельных секций. Поэтому картонные шпангоуты, стыкуемые между собой, заготавливаются в двойном количестве. Всем обшивкам заранее придайте надлежащую изогнутую форму, прокатав их через край стола.

Сборка секций ведется так: каждая обшивка склеивается по шву. Учтите, что шов на деталях 15, 11 расположен сверху, а на деталях 6 и 10—снизу. И далее с обеих сторон аккуратно вклеиваются шпангоуты. Закончив с секциями, проведите окончательную сборку фюзеляжа. Напоминаем, что между шпангоутами Е и Ж заранее вклеивается лонжерон крыла (деталь 41), к которому сверху приклеивается обшивка 7, а снизу — деталь 8.

Детали кабины придется раскрасить заранее, иначе после сборки провести эту операцию будет невозможно. Кресло пилота и приборную доску окрасьте в черный, а кабину внутри— серой краской. Когда краска просохнет, можно собирать кабину. Сначала склейте деталь 34 и вклейте ее между шпангоутами Г и Д, установите кресло 33. После этого кабину обклейте обшивкой 5 и установите приборную доску 32. Оклейку кабины прозрачной пленкой проводите в последнюю очередь, чтобы случайно не запачкать ее клеем.
 

При склейке фюзеляжа обращайте внимание, чтобы детали приклеивались симметрично, без перекосов. Когда сборка фюзеляжа будет завершена, приклейте к нему шпангоуты двигателей (детали К, Л, М), приемные воздухозаборники 35 и сопла 66. На них наклейте обшивки двигателей 20 и 21, обтекатели 68.
Последовательность сборки крыльев следующая: сначала вырежьте, согните и склейте обшивку крыла 64, затем согните и склейте элероны 44. Тормозные щитки 45 и 46 вклейте в обшивку 64 так, чтобы их большие клапаны не заходили в крыло и эти детали по возможности были подвижными. После этого приклейте собранное крыло на лонжерон 41. Обшивку двигателя 22 и подкрылок 39 приклейте так, чтобы спереди крыла они выступали на два миллиметра.

Сверху обшивки 10 лезвием бритвы прорежьте прорезь и вклейте лонжероны киля 13. Киль 14, рули направления 15 и 16 устанавливаются на лонжерон сверху, как и крыло. Сзади киля приклеивается обтекатель антенны 18, а на руль направления (только с левой стороны)— четыре обтекателя тяг 17. По бокам киля приклеивается горизонтальное оперение 47 и рули высоты 48, причем в детали 47 и в фюзеляжах насквозь желательно вставить толстую проволоку или спичку — она придаст дополнительную прочность. При склеивании оперения следите, чтобы не было перекосов.

В кабину для прочности установите переплет фонаря VI из толстой проволоки. Детали фонаря 30 и 31 вырежьте и наклейте на прозрачную пленку. Деталь 31 сверху и спереди должна иметь прорезь. Она изгибается, как показано на общем виде самолета, после чего совместно с деталью 30 наклеивается на фюзеляж (нахлестом не более 3 мм). Сверху на фонарь устанавливается перископ заднего вида 67. Также сверху на фюзеляж крепится антенна 111 из проволоки, которую затем следует обернуть деталью 36.
Сзади фюзеляжа установите ограничитель V, антенну 19, а спереди шасси 29. В секции 3 лезвием прорежьте окно для пушки и вставьте туда слегка согнутую деталь 26. Под каждым крылом установите по одному крайнему балочному держателю 40 и по четыре основных держателя 42.

Далее, до установки шасси и вооружения, приступим к отделке самолета. Места стыка обшивок фюзеляжа аккуратно подровняйте лезвием безопасной бритвы. Если получились щели, это не беда, аккуратно зашпаклюйте их густым эпоксидным клеем. Когда клей засохнет, подрежьте лезвием или ножом лишние капли.
Теперь приступим к шасси. Переднее колесо Р и два основных О склеиваются целиком из картонных кружков, их число подберите так, чтобы толщина переднего колеса была 4 мм, а основного — 7 мм. Крайние кружки лучше сразу вырезать меньшего диаметра. Желательно, чтобы внутренние кружки были с большим отверстием внутри (благодаря пустоте внутри колесо на оси будет вращаться).
Для придания полукруглого профиля склеенное колесо обработайте напильником.

Носовая стойка изготовляется так. Наденьте на проволоку переднее колесо и брызговик 24 и только потом согните ее, как показано на рисунке. Готовый узел вклейте в фюзеляж. Створку 25 приклейте с левой стороны. Основные стойки II согните из проволоки, наденьте на них колеса и закрепите их шайбами на клею. Готовые узлы вклейте снизу фюзеляжа на эпоксидном клее. Проследите, чтобы стойки зафиксировались ровно — модель на них должна стоять без перекосов, а нос ее — слегка поднят. Между основных стоек вклейте створки 29.
Из проволоки согните два приемника воздушного давления для указателя скорости IV. Каждый оберните деталью 27 из тонкой бумаги (например, из тетрадного листа), вклейте их в секцию 2, а на правый ПВД приклейте 8 шт. деталей 28.

Теперь займемся вооружением, без которого модель теряет свой грозный вид. На крайние оболочки-держатели подвешиваются управляемые ракеты типа «воздух-воздух», на остальные — разнообразные ракеты, блоки неуправляемых ракет (НУР),бомбы и топливные баки. Предлагаем следующий вариант вооружений: на крайнем держателе установки ракеты, ближе к фюзеляжу, три блока НУР и около фюзеляжа — бомбу,
Корпус ракеты склейте из детали 52, при этом чуть согните носовую часть и капните на нее капельку эпоксидного клея. Когда клей засохнет, затвердевшую капельку обработайте напильником до придания ей полукруглой формы. На каждую ракету приклейте по четыре оперения 48, 50, 51.

Для изготовления блока НУР склейте сначала деталь 54, в нее вклейте деталь 55 и 53, а затем 56.
Бомба склеивается из деталей 59, к которой присоединяются детали 57, 58, 60 и 63, после склейки ее поверхность шпаклюется и обрабатывается с тем, чтобы придать носовой части гладкую полукруглую форму. И только потом к ней приклеивается хвост, состоящий из четырех деталей 61 и кольца 62. Когда вооружение будет готово, приклейте его на держатели.

Завершает работу окраска модели. Воспользуемся нитро- или масляными красками. Сверху самолет окрашивается в светло- и темно-зеленый цвета (на развертках — зеленый и серый), снизу — голубой (на развертках — белый), покрышки колес — черной, диски колес, стойки шасси и бомбы — серой, блоки НУР — серебристой, номера на кабине и ракете — белой, нос ракеты и кольцо сзади (как на рисунке) — красной, опознавательные знаки — красные звезды с белой окантовкой.  

Скачать развертки самолета СУ-25.

Материалы по теме раздела: "Твоя первая модель."